Отказы гидросистем погрузчиков и как их избежать
Более 50% всех отказов машин приходится на гидравлическую систему. При этом, значительный удельный вес составляют отказы, которые вызваны загрязненностью различными механическими примесями рабочей жидкости. Поломки в гидравлической системе — это причина простоев погрузчика и снижения его рабочих показателей, что значительно уменьшает производительность машины.
При функционировании привода происходит непрерывное поступление продуктов износа сопрягаемых деталей в жидкость. Загрязнение рабочей жидкости приводит к интенсивному износу распределительных устройств насосов, что снижает объемный КПД. Если жидкость движется со значительной скоростью, то загрязнения, представляющие собой твердые частицы, воздействуют на поверхность деталей как абразивная эмульсия. Со временем это приводит к увеличению зазоров, уменьшению перекрытий, изменению коэффициентов расхода сопл и дросселей. Увеличение утечки жидкости по причине износа элементов привода уменьшает скорость движения важнейших исполнительных органов и жесткость гидросистемы.
Учитывая опыт эксплуатации гидросистем, можно отметить, что порядка 30% отказов явилось следствием нарушения работоспособности прецизионных пар, которые выполняют функции распределителей, регуляторов, вытеснительных элементов. На деталях практически каждой прецизионной пары гидроагрегатов выявляются разного рода повреждения рабочих поверхностей, которые чаще всего проявляются в виде царапин.
В системы машин загрязнения могут проникнуть несколькими путями:
- В процессе эксплуатации погрузчиков через штоки, поврежденные коррозией, изношенные уплотнения, поломанные сапуны, а также иные изнашиваемые детали конструкции.
- Вместе с заливаемыми в машину «чистыми» жидкостями. Данный потенциальный источник загрязнения исключить можно, но только при правильном обращении с жидкостями и их хранении в плотно закрытой чистой таре. Все емкости, предназначенные для жидкостей, следует защищать от грязи и пыли. Перед их открытием нужно тщательно протирать пробки и крышки чистыми техническими салфетками.
- В ходе сервисных работ, а также в процессе технического обслуживания. При открытии системы пыль, содержащаяся в воздухе, может налипнуть на воронки, крышки заливных горловин и устанавливаемые запасные части. Чем дольше открыта система, тем выше вероятность загрязнения.
Как же поддержать чистоту рабочих жидкостей? Наиболее простой способ сохранения работоспособности гидросистемы — соблюдение сроков замены её фильтрующих элементов. Если рассматривать погрузчики МКСМ-800, то сроки и порядок замены фильтрующих элементов регламентированы руководством по эксплуатации этих машин и паспортами на насосы.
Чтобы обеспечить чистоту рабочих жидкостей, следует соблюдать ряд правил:
- Замену рабочей жидкости в системе погрузчика МКСМ-800 следует проводить через каждые 3,5-4,0 тыс. часов работы, однако не реже, чем один раз в два года.
- Заливку систем смазки топлива и его подачи предварительно проводить не стоит: для их заполнения следует провернуть двигатель либо использовать подкачивающий насос. При предварительной заливке прямой путь в гидросистему для загрязненной жидкости открыт, поскольку в этом случае процесс окончательной фильтрации пропускается. Даже незначительные загрязнения, попадающие внутрь системы при каждой заливке, постепенно накапливаются и наносят весьма заметный ущерб.
- Необходимо очищать и защищать трубопроводы и шланги. Шланги очищают, используя устройства подачи сжатого воздуха. Чтобы обеспечить защиту, до момента монтажа следует установить колпачки и концевые заглушки.
- Нужно обеспечить защиту деталей при хранении. Вплоть до момента их установки детали необходимо хранить в упаковке.
- Перед установкой детали и узлы следует очищать. Для обеспечения максимальной чистоты деталей в процессе их монтажа можно использовать моечную камеру либо моечную установку с фильтром.
Для недопущения попадания загрязнений в рабочие жидкости существует эффективная программа, предусматривающая несколько этапов. Программа предлагает ряд мер, которые можно выполнять непосредственно на рабочих объектах и в мастерских. К числу этих мер относится поддержание чистоты:
- непосредственно в мастерских;
- всех компонентов и рабочих жидкостей;
- в ходе выполнения ремонтных операций.
При выполнении этой программы значительно снижаются затраты по эксплуатации и обеспечивается максимальная эффективность используемого оборудования.
Какое масло нужно заливать в двигатель, гидравлику и трансмиссию МКСМ-800?
Агрегат | Объем заправки, л (кг) | Марка масла | Температура окружающего воздуха |
---|---|---|---|
Двигатель Zetor 5201 | 9 | Масло М8 Г2К ГОСТ 8581-78 | 0°C и ниже |
Дублирующее: Масло по классификации API класса СB/СС и CD SAE: 0W30, 0W40, 5W20, 5W30, 5W40, 10W20, 10W30 |
Применяется в соответствии с рекомендациями фирмы изготовителя. | ||
Масло М8 Г2К ГОСТ 8581-78 | 0°C и ниже | ||
Дублирующее: Масло по классификации API класса СB/СС и CD SAE: 10W40, 10W50, 15W30, 15W40, 15W50, 20W30, 20W40, 20W50 |
Применяется в соответствии с рекомендациями фирмы изготовителя. | ||
Двигатель Hatz 3M41 | 8,5 | Пригодны все виды моторных масел, соответствующие минимальным требованиям стандартов CCCM D4/ D5 /PD2 или API CD/ CE/ CF/ CG или SHPD | |
SAE 5W30 | от -30°C до +20°C | ||
SAE 10W40 | от -20°C до +50°C | ||
SAE 15W40 | от -15°C до +50°C | ||
SAE 10W | от -25°C до +5°C | ||
SAE 20W20 | от -10°C до +20°C | ||
SAE 0W40 | от -40°C до +40°C | ||
Двигатель Cummins A2300 | 6,5 | Применяется моторное масло по спецификации API класса CF-4, CH-4 | |
SAE 5W30 | от -40°C до +20°C | ||
SAE 10W40 | от -25°C до +40°C | ||
SAE 10W30 | от -25°C до +30°C | ||
SAE 15W40 | от -20°C до +45°C | ||
SAE 15W30 | от -20°C до +35°C | ||
Привод насосов | 1,5 | Масло ТАп-15В ГОСТ 23652-79 | до -25°C |
Масло МТ-16п ГОСТ 6360-83 | до -20°C | ||
Масло "Варя ТМ-3-93" ТУ 0253-009-50690-272-2000 | до -45°C | ||
Коробки передач (на две коробки) | 16 | Масло ТАп-15В ГОСТ 23652-79 | до -25°C |
Масло МТ-16п ГОСТ 6360-83 | до -20°C | ||
Масло "Варя ТМ-3-93" ТУ 0253-009-50690-272-2000 | до -45°C | ||
Гидравлическая система | 78 | ВМГЗ ТУ 38.101479-2000 | от -30°C до +50°C (при пуске от -40°C) |
МГЕ-46В ТУ 38.001347-00 | от +5°C до +80°C (при пуске от -5°C) | ||
ТС3п-8 ТУ38.101.1280-89 | от -5°C до +85°C (при пуске от -15°C) | ||
АУ ТУ 38.1011232-89 | от -15°C до +56°C (при пуске от -23°C) | ||
И-30А ГОСТ 20799-88 | от 0°C до +70°C (при пуске от -10°C) | ||
Марки "А" ТУ 38.101.1282-89 | от -5°C до +80°C (при пуске от -17°C) | ||
"Варя" ТМ-3-9з ТУ 0253-009-50690-272-2000 | от -5°C до +85°C (при пуске от -15°C) | ||
Mobil DTE 22 | от -15°C до +50°C (при пуске от -35°C) | ||
Mobil DTE 25 | от 0°C до +80°C (при пуске от -25°C) | ||
Mobil DTE 15М | от 0°C до +80°C (при пуске от -25°C) |