Обзор российских минитракторов
Если говорят о минитракторах, то обычно вспоминают исключительно о зарубежных брендах, таких как Husqvarna, Makita, Stiga и тому подобных. Ничуть не сомневаясь в качестве японского, китайского или немецкого оборудования, можно задаться вопросом: почему так мало слышно о российских минитракторах?
Компании, которые занимаются производством данного вида спецтехники в нашей стране, оказываются в условиях жёсткой конкуренции. Из Германии поставляется производительная техника, из Японии — долговечная, а Поднебесная предлагает широкий ассортимент моделей по доступной цене. Приходится выдерживать соперничество и с Востоком, и с Западом, чтобы отстоять свои права на внимание покупателей. Впрочем, свои плюсы есть и у отечественных минитракторов.
Самый главный плюс — это выгодная цена. При прочих равных зарубежная модель будет стоить намного дороже. Ценники некоторых измеряются десятками тысяч долларов, а для большей части покупателей в России это слишком высокая планка. Но другой, куда более важный фактор, — эксплуатационная выдержка, которая закладывается конструкторами на основе российских реалий. Ведь просторы нашей страны велики, и мало где ещё можно найти угодья площадью в несколько гектаров, которые принадлежат одному человеку, а не организации. При этом трактор в России должен быть универсальным, чтобы его владелец мог и сажать, и копать, и бороновать, и косить. Большинство зарубежных моделей обладают узкой специализацией, и это их заметный минус в сравнении с российскими.
Ниже приводится краткий обзор наиболее популярных моделей российских минитракторов. Ознакомившись с характеристиками, можно будет дать ответ на вопрос о том, насколько они конкурентоспособны.
Серия минитракторов «Уссуриец»
Этот минитрактор выпускают на Уссурийском авторемонтном заводе. Серия сравнительно молодая, презентовали её только в конце 2010 года. В разработке концепта участвовали опытные инженеры и конструкторы из Китая. Базовых модификаций на сегодня существует восемнадцать, и все они отличаются друг от друга сферой применения.
Например, модель TS 18DB оснащается маломощным двигателем KM138.1 (всего 24 «лошадки»). Колёса имеют размер 4.5-14/9.5-20, модель оснащается задним ВОМ и 2WD-приводом. Ими же оснащают и две другие модели — TY 220A и TY 220AА-2. Основная разница между ними — это наличие кабины и размеры колёс. У всех прочих моделей — двухскоростной вал отбора мощности и привод 4WD. Имеются модели с мощностями от 30 до 85 лошадиных сил. Самая крупная модель — SWT 854 — оснащается мотором LR4A3Z-T92B.4, а колёса имеют размер 11.2-24/16.9-34, так что некоторые даже считают, что его неправомочно называть минитрактором.
Среди «уссурийцев» можно подобрать модель, которая идеально будет соответствовать запросам заказчика. Завод гарантирует качество каждого минитрактора, выпускает навесные орудия, доставляет запчасти в российские регионы.
Гусеничный компактный трактор Т-0.2
Эта модель давно известна многим россиянам. Колёсно-гусеничный минитрактор выпускается Челябинским тракторным заводом. Производитель называет модель универсальной — её можно использовать и для коммунальных работ, и для сельского хозяйства. Минитрактор комплектуется дизельным мотором В2Ч 8,2/8,7 мощностью 12 лошадиных сил с воздушным охлаждением. Можно установить также дизельный двигатель Lister-Petter W2 (мощность — 14,2 лошадиные силы либо 16 лошадиных сил), карбюратор 16НР Vengard. Модель оснащена гидроприводом, валом отбора мощности, трёхточечной навеской. Коробка передач позволяет переключаться между пятью передними скоростями и одной задней.
Базовая комплектация включает в себя роторную щётку и бульдозерный отвал. Кабина — удобная и комфортная, с подогреваемым сиденьем и панорамным обзором; в тёмное время суток освещается. С колёсного хода можно переходить на гусеничный, и наоборот. Передние колёса при этом блокируются, тяга открепляется от приводной системы. Чтобы минитрактор поворачивал на гусеничном ходу, он оборудован бортовыми фрикционными дисками. Ширина рабочей колеи — от 94,5 до 112,5 сантиметра. Но стоит помнить, что модель эта уже не выпускается, и купить её можно только б/у.
Минитракторы «Уралец»
Выпускается эта обновлённая серия ООО с лаконичным названием «Трактор». Модели 160, 180 и 220 разработаны на основе прежних челябинских минитракторов. После объединения компаний «Трактор» и «Интерагро» получившееся предприятие некоторое время поставляло технику из Китая. Совместная работа российских и китайских инженеров позволила создать серию Xingtai. Обогатившись конструкторским опытом, ООО «Трактор» с 2011 года начало выпускать серию «Уралец», во многом похожую на Xingtai. Они даже собираются на том же самом китайском заводе, что, к счастью, на качестве никак не сказывается.
Базовая линейка включает в себя три модели. «Уралец-160» — наиболее маломощный минитрактор с вертикальным дизельным мотором мощностью 16 лошадиных сил. Весит машина всего девятьсот килограммов, поэтому глубокую вспашку не обеспечивает. Зато имеет четыре передние передачи и две задние, оборудуется валом отбора мощности. Расширенный вариант комплектации включает в себя не только гидравлическую навесную систему, но и заднее прицепное устройство, а также аккумулятор с комплектом проводов и набор колёсных грузов. Возможно использованием шин с низким профилем и сдвоенных колёс.
Следующая модель — «Уралец-180». Её дизельный двухцилиндровый мотор TY-290 выдаёт 18 лошадиных сил. На крюке обеспечивается большое тяговое усилие, сам же минитрактор весит 940 килограммов. Дополнительно может оснащаться дугами безопасности.
Наконец, «Уралец-220» — это 960-килограммовый минитрактор с ещё большим тяговым усилием на крюке и с 22-сильным двигателем. В качестве опции можно заказать производителю блокировку дифференциала. Модель была разработана недавно и пользуется большой популярностью, хотя завод по-прежнему поддерживает владельцев моделей 160 и 180. Согласно недавно объявленным условиям поддержки клиентов, ООО «Трактор» выкупает свои минитракторы старых образцов, при этом предлагая владельцам крупные скидки на новые модели.
КМЗ-012 — проверенный временем минитрактор
Эта колёсная модель выпускается Курганмашзаводом и при этом пользуется заслуженным признанием уже свыше десятка лет подряд. Производители при этом не забывать вносить в конструкцию изменения, так что с течением времени минитрактор становится существенно лучше. Так, недавно на него стали устанавливать новые, качественные и производительные двигатели. У заказчиков есть возможность выбрать между моделью с американским дизельным мотором мощностью 15 лошадиных сил или же с карбюратором мощностью 14 лошадиных сил.
Прежние версии КМЗ-012 оборудовали двигателями СК-12, которые сложно было чинить, потому что запчасти находились на рынке далеко не сразу. Дополнительный плюс КМЗ состоит в том, что валов отбора мощности у него сразу два вместо привычного одного. Навесок тоже две, а навесных устройств выпускается в общей сложности двадцать три. Модель имеет большой эксплуатационный ресурс, колею можно регулировать, дорожный просвет достаточно велик. Поэтому КМЗ-012 по праву можно назвать наиболее универсальным, проверенным и качественным российским минитрактором. Правда, и его, к сожалению, уже сняли с производства, так что желающие им обзавестись вынуждены искать варианты приобретения техники б/у.