Арктический вездеход Четра ТМ-140А


Вездеход Четра ТМ-140А

В 2015 г. в Кубинке Московской области прошел военно-технический выставочный форум «Армия-2015». От концерна «Тракторные заводы» был представлен на суд специалистов-военных гусеничный арктический вездеход ТМ-140А, а кроме того — боевая пехотная машина БМП-3, десантная БМД-4М, БТР-МДМ и самоходная машина «Спрут-СД».

Такой гусеничный снегоболотоход Четра ТМ-140, только в гражданском исполнении, был представлен «Курганмашзаводом» в ходе специализированной московской выставки «Вездеход» в начале 2012 года, где можно было увидеть средства повышенной проходимости.

Технические средства двойного назначения

Уже сегодня Курганмашзавод осуществляет поставки пожарного плавающего болотохода, выполняемого на базе ТМ-140, который широко используется в лесных хозяйствах и МЧС. Кроме специализированного снаряжения болотоход несет целую насосную пожарную станцию.

Моторный отсек Четра ТМ-140 изготовлен в виде отдельного модуля, благодаря чему возможно осуществление ремонта и обслуживания двигателя под защитой брони.

На машину можно установить противопулевую защиту десантного модуля и кабины. Разработанный в московском НИИ Стали способ бронирования узлов также был представлен на площадке, предоставленной «Тракторным заводам», в ходе форума «Армия-2015».

Рассчитанная на 7 человек кабина с тепловой и шумовой изоляцией установлена на амортизаторы, изготовленные из резины. Это является немаловажным показателем, так как пользователи ТМ-140 неоднократно предъявляли жалобы из-за его жесткой подвески.

Для военного варианта, в случае необходимости, можно установить модуль вооружения с дистанционным управлением, который можно взять у БТР-82А в готовом виде или дождаться проектируемый сегодня ВПК-7829 «Бумеранг».

Интерес и стоимость

До сегодняшнего дня еще не была объявлена цена на военно-арктический ТМ-140А

Судя по всему, он окажется выше, чем для гражданской модификации, которая составляла 10 млн. российских рублей. Дело в том, что обычно в подобных случаях требуется повышение надежности и проведение полного импортозамещения, что не способствует снижению стоимости технической разработки.

Плавающая машина

Четра ТМ-140А является универсальной транспортной плавающей машиной, которая предназначена для осуществления перевозок личного состава в арктических климатических условиях и прочих районах с повышенной труднопроходимостью. Она обеспечивает транспортные потребности в условиях бездорожья — в том числе на целине и болотах. С целью самовытаскивания применяется лебедка.

Даже при максимальной загрузке, которая составляет 4 тонны груза, вездеход Четра способен преодолевать водные препятствия со скоростью в 4 км/ч. С одной оговоркой: вода должна быть стоячей, так как водометными двигателями машина не снабжена. Передвижение по воде она осуществляет аналогично другим вездеходам — при помощи гусениц, однако имеет автоматические насосы для откачки воды. Следует помнить, что это не катер и, несмотря на задраивание технических люков в днище, вода почти всегда просочится внутрь корпуса.

Производители уделили особое внимание конструкции гусениц, благодаря чему они гарантируют не только высокую способность маневрирования и отличную проходимость арктического вездехода Четра в суровых климатических условиях , но и щадящее взаимодействие с уникальной экологической системой приполярной Тундры.

Заводом-производителем налажено изготовление и поставки гусениц трех видов с резиново-металлическими шарнирами, уширителями из металла и резинотканевой лентой:

  • Стандартные ТМ-130-35-сб102;
  • ТМ-130-35-сб109, разработанные для скалистого грунта, оборудованные укороченными уширителями, выполненными из металла;
  • ТМ-130-35-сб101, предназначенные для грунтов с низкой несущей способностью.

Вместо рычагов — штурвал

Обучение управлению вездеходом ТМ-140А происходит в кратчайшие сроки — машина не имеет манипуляторов и рычагов подобных тем, которыми оснащались гусеничные тракторы и старые танки. Вместо них размещен джойстик, напоминающий штурвал и регулируемый по высоте, что выгодно отличает данную модель от большинства отечественных внедорожников. Чтобы совершить разворот на месте нужно всего лишь до упора повернуть штурвал — все остальное сделает электроника.

Преодоление особо трудных препятствий происходит благодаря пониженной передаче. Входящий в состав трансмиссии угловой редуктор передает крутящий момент к двум двухступенчатым планетарным поворотным механизмам от гидравлической коробки передач.

Корпус и двигатель

Оснащен шестицилиндровым четырехтактным V-образным дизельным двигателем ЯМЗ-236Б-2 с турбонаддувом; применена система непосредственного впрыскивания горючего. Моторный отсек находится в средней части вездехода, капота нет. В развале движка размещен генератор, а также агрегаты топливной аппаратуры. Электрический стартер прикреплен к блоку цилиндров, справа относительно хода машины.

Отопительная система включает в себя два независимых контура, где автономный контур активирует тепловентилятор с устройством, которое поддерживает заданную температуру в автоматическом режиме, зависимый контур — от охладительной системы двигателя.

На корме находятся крюки для буксирования. Центральная область заднего борта платформы откидывается и оборудована ступенями-скобами, что является важной деталью для высокого кузова.

Каркасный сварной корпус выполнен из стали. Передний наклонный лист имеет 2 проема с крышками для осуществления беспрепятственного доступа к гидравлическим амортизаторам и механизму, обеспечивающему натяжение гусениц. Отсек силовой установки оснащен левой и правой дверями, на крыше есть окно, в которое можно установить выхлопную трубу. В полу платформы имеется четыре люка, которые обеспечивают к заднему баку с топливом и трансмиссии. Благодаря этим техническим решениям эксплуатация машины может происходить в автономном режиме — а это важный фактор для условий Крайнего Севера.