Минитрактор КМЗ-012 незаменим в любом хозяйстве


Минитрактор КМЗ-012 незаменим в любом хозяйстве

Производитель, ОАО «Курганмашзавод» (Курганский машиностроительный завод), прекратил серийное производство базовой карбюраторной модели минитрактора КМЗ-012 и ее модификаций. Но продолжается выпуск дизельной, более удачной чем карбюраторная, версии КМЗ-012 в различных модификациях. Однако и карбюраторный КМЗ-012, успевший получить высокую оценку владельцев, приобрести сейчас не составляет никакого труда. И ничуть не пожалеть об этом. Впрочем, все по порядку…

Немного истории

Минитрактор КМЗ-012 появился, а точнее, ворвался на рынок компактной колесной спецтехники относительно недавно, в 2002 году. И это не преувеличение.

Разработчики Курганмашзавода видели в лице малогабаритного КМЗ-012 (длина — всего 19720 мм, ширина — 960 мм) универсального помощника-работягу в коммунальном и сельском хозяйстве и достойного конкурента лидеров в своем сегменте спецтехники — шведских и итальянских моделей. Причем не только по качеству исполнения и характеристикам, но и по цене.

Зарубежные аналоги были тогда не по карману не только российским фермерам, но и многим организациям и предприятиям. Курганские же разработчики предлагали минитрактор эконом-класса и справедливо полагали, что он будет более востребован, чем несоизмеримо дорогие конкуренты. Для сравнения: за аналоги от шведской Husqvarna и итальянской S.E.P тогда нужно было выложить от 3,5 тыс. до 11 тыс. долларов, тогда как курганский минитрактор предлагался по цене в пределах 2,1-2,2 тыс. долларов.

Пришлось оглядываться и на другого конкурента — Китай. Но тут нужно было брать качеством. Например, шеньянские минитракторы были сопоставимы с курганскими по цене, однако через пару тысяч моточасов буквально рассыпались. На конкурентность КМЗ-012 работало и то обстоятельство, что доставка запчастей и навесного оборудования к китайским машинам с их родины влетала в копеечку и была не быстрой.

Словом, курганский минитрактор стал с нетерпением ожидаемой релиз-премьерой 2002 года. Как и предполагалось, КМЗ-012 оказался широко востребован не только на российских просторах и в странах СНГ, но и, например, в Польше и Румынии, где цена зарубежных аналогов доходила тогда до 9 тыс. долларов.

Технические характеристики КМЗ-012

На первую версию КМЗ-012 ставился двухцилиндровый четырехтактный рядный карбюраторный двигатель СК-12, выпускаемый одним из казахстанских моторных заводов. Он имел воздушную систему охлаждения, топливный насос диафрагменного типа, мощность 12 л. с., а его коленвал при скорости вращения 3000-3100 об/мин выдавал максимальный крутящий момент в 24 Н/м.

Позже появилась дизельная версия минитрактора — КМЗ-012-Ч, с аналогичным по мощности четырехтактным дизелем В2Ч-07 от «ЧТЗ-Уралтрак» (Челябинского тракторного завода). Он тоже имел два цилиндра, однако расположенных не в ряд, а V-образно. Вскоре владельцы КМЗ-012-Ч стали утверждать, что дизельная версия минитрактора оказалась более удачной, чем карбюраторная.

В дальнейшем к этим двум базовым моделям добавилось по одной модификации: с карбюраторным двигателем — КМЗ-012-Б, с дизельным двигателем — КМЗ-012-Н. Первая оснащена американским 14,8-сильным мотором Vanguard OHV-294447, а вторая — 14,3-сильным HATZMOTORS-1d81z с воздушным охлаждением.

Во всем остальном технические характеристики КМЗ-012 не менялись с 2002 года: тормоза остались колесными, дисковыми и расположены по-прежнему в корпусе одноступенчатого редуктора; трансмиссия — механической (сухое фрикционное однодисковое сцепление, 4-х скоростная шестеренная КПП с двумя дополнительными скоростями заднего хода и двухступенчатая — коническая и цилиндрическая — главная передача).

Такое оснащение КМЗ-012 позволяет ему развивать следующие скорости: транспортную — до 15,18 км/час, рабочую — до 6,82 и заднего хода — в пределах 3,38-4,49 км/час.

Гидравлическая система минитрактора имеет привод от двигателя, один силовой цилиндр и золотниковый распределитель. У трактора два зависимых вала отбора мощности — передний и задний (передний при необходимости снимается). Передний ВОМ передает до 7,66 л.с., задний — до 7,5 л.с.

Ходовая часть представлена жесткой подвеской и передним мостом типа «качающаяся балка». Колесная база имеет формулу 4×2, и ширину колеи можно выставлять соответственно двух размеров — 70 и 90 см. Высота дорожного просвета в 30 см позволяет машине работать вплотную у бордюров, свободно обслуживая пространство дорог и улиц.

Еще одно преимущество минитрактора — два навесных устройства, соответственно с обеих сторон. Одно — в виде прицепного бруса (смещает орудие только вправо на 5-10 см), второе представляет собой рычажно-шарнирный механизм с тяговой вилкой и сцепным брусом, позволяющий свободно передвигать навесное орудие относительно корпуса машины в обе стороны.

Особенности эксплуатации КМЗ-012

Два навесных устройства позволяют минитрактору использовать очень широкий перечень навесного оборудования, благодаря чему возможности КМЗ-012 не ограничиваются только эксплуатацией в сельском хозяйстве, в том числе в личных подсобных и фермерских хозяйствах.

Минитрактор нашел самое активное применение также в строительстве и коммунальном хозяйстве и даже как транспортное средство. Навесные орудия позволяют производить вспашку, культивацию и боронование почвы, сеять, копать картошку и косить, выполнять обваловку деревьев и кустарников, заниматься уборкой территорий от мусора и снега, землеустроительными работами, замешивать бетонный раствор, а если к минитрактору прицепить тележку или навесную емкость, можно перевозить твердые, сыпучие и жидкие грузы.

Кроме того, компактность и поразительная мобильность КМЗ-012 дают возможность эксплуатировать минитрактор на ограниченных площадках и стесненных помещениях: во дворах и на тротуарах, на виноградниках, в теплицах и складских помещениях.

Особенно популярен минитрактор в крестьянско-фермерских хозяйствах. Там он просто незаменим при подготовке почвы к севу и уборке урожая на участках площадью 2-5 гектаров, где крупногабаритной технике зачастую негде развернуться, а если и есть где — она просто невыгодна фермеру ввиду чрезмерного расхода топлива и другим затратам. Минитрактор же имеет не только внушительный ресурс двигателя (до 3 тысяч моточасов), но и сжигает всего 3 литра топлива на 100 км.

КМЗ-012 поистине универсал: для него сегодня выпускается 23 вида навесных агрегатов, в числе которых косилки и грабли-ворошители, фрезерные культиваторы и культиваторы окучиватели, поворотные отвалы и еще около двух десятков наименований оборудования. При этом курганские инженеры регулярно пополняют этот список новыми разработками.

Завидная универсальность и многофункциональность минитрактора КМЗ-012 сочетается с еще одним конкурентным преимуществом. Он прост и легок в обслуживании и ремонте и неприхотлив в эксплуатации. У трактора, как говорится, все под рукой. Топливный бак и аккумуляторные батареи — под откидным сиденьем, двигатель как на ладони под капотом. Починить и обслужить минитракткор способен любой фермер даже с минимальными навыками.

Кроме того, этот малыш еще и достаточно комфортен, имея мягкое водительское сиденье, регулируемый руль и козырек от солнца. Словом, это надежная, удобная, экономичная машина на все случаи жизни. КМЗ-012 с самого начала своего появления на рынке зарекомендовал себя незаменимым помощником практически в любом хозяйстве. Не случайно уже через три года после выхода на российский рынок минитрактор КМЗ-012 нашел почетное место среди «100 лучших товаров России». И не важно, что выпуск карбюраторного трактора прекращен. Его дизельные преемники ничуть не хуже «карбюраторников», ведь инженерная мысль не стоит на месте.